Возведение объектов промышленности, транспорта, социальной инфраструктуры начинается с формирования строительных площадок. Первыми на месте работ появляются землеройные машины – автогрейдеры.
В их основные задачи входят:
- горизонтальная и вертикальная планировка земельного участка;
- возведение и профилирование насыпей;
- распределение строительных материалов по поверхности рабочей зоны с заданными параметрами толщины слоя.
Как устроен грейдер ДЗ 180
Трехосный на пневматических шинах агрегат среднего класса с колёсной формулой 1х2х3, имеющий силовую установку и трансмиссионные узлы для привода ходовых колёс, а также обеспечивающие работу насосной установки гидросистемы.
Параметры колёсной формулы: 1- количество управляемых осей; 2 – количество ведущих осей, 3 – общее число осей. На грейдерах тяжёлого класса применяется формула 1х3х3.
Основные механизмы и элементы конструкции
- Рама, на которой монтируются механизмы грейдера, опирается сзади на балансирную тележку с ведущими колёсами, спереди соединена с осью пары управляемых гидроцилиндрами колёс. Средняя часть рамного устройства – хребтовая балка, выгнута горбом и узкая в плане, предназначена для крепления шарнира тяговой рамы. На которой установлено управляемое гидравлическими цилиндрами отвальное устройство – исполнительный орган машины.
- Трансмиссионные узлы механического и гидромеханического типа. Первые состоят из механизма сцепления, коробки передач для выбора величины крутящего усилия на ведущих колесах, карданных устройств и редукторов для его передачи.
Гидромеханическое исполнение предусматривает установку вместо муфты сцепления гидравлического трансформатора, в автоматическом режиме меняющего крутящее усилие на колёсах и их обороты в зависимости от величины сопротивления вращению. Подобная схема значительно упрощает механику трансмиссии, снижает динамические нагрузки на узлах, улучшает тяговые параметры и проходимость грейдера.
- Ходовая часть. Передняя ось через шарнирный узел подвешена к основной раме и может качаться в поперечном направлении на угол 15° от горизонта. На концах балки оси установлены шарнирные узлы, обеспечивающие соединение со шкворнями, по осям которых изменяется положение колёс и машина меняет направление. Шарнир обеспечивает наклон колёс по вертикали, что повышает устойчивость грейдера на косогорах. Привод управления механизмами направления и наклона гидравлический.
- Задние ведущие колеса закреплены на балансирной тележке и могут перемещаться вверх и вниз относительно продольной плоскости. Такая схема позволяет обеспечить уверенный контакт колёс с грунтом, равномерное распределение веса агрегата по всем осям и необходимые параметры точности в планировочных работах.
- Рабочие тормоза колодочной конструкции с приводом от гидравлики. Устанавливаются на задних ведущих колёсах. Узел стояночного (аварийного) тормоза ленточного типа смонтирован на выходном валу коробки передач и имеет механический привод.
Технические характеристики автогрейдера
Классификация: по весу по мощности |
Ед. Изм | средний 140 |
Вес готовой к работе машины | т | 12,5 |
Геометрические параметры агрегата | мм | 8950х2500х3510 |
Геометрические параметры оборудования: отвал грейдерного типа отвал бульдозерного типа |
мм | 3740х620 2475х840 |
Вынос отвала грейдера за борт от оси тяговой рамы | мм | 800 |
Погружение отвала грейдера ГО относительно уровня грунта | мм | 250 |
Количество зубьев у рыхлителя | 3 | |
Полоса работы рыхлителя | мм | 1300 |
Заглубление рыхлителя | мм | 250 |
Привод управления исполнительным оборудованием | гидравлический | |
Основное рамное устройство | жесткое либо шарнирно-сочлененное | |
Разворот по радиусу | м | 12,5 |
Размерность ведущих и управляемых колес | 14.00-20 | |
Узлы трансмиссии | механические либо гидромеханика | |
Силовая установка | атмосферные дизель А-01МС или А-01М | |
Параметр по мощности | л. с. | 130 |
Темп передвижения: в рабочем цикле в транспортном |
км/ч | 4 43 |
Исполнительное оборудование грейдера
- Отвал грейдерного типа закреплён на поворотном круговом узле тяговой рамы. Гидравлические устройства механизма управления поднимают и опускают отвал в грунт, обеспечивают его боковое перемещение и наклон, допускают вынос за габариты агрегата для операций формирования кюветов и откосов. Возможность полного поворота отвального устройства в плане позволяет выполнять работы при перемещении машины назад.
- Рыхлитель-кирковщик для разрушения асфальтовых и бетонных покрытий, мостовых из булыжника, предварительного рыхления прочных грунтов. Устанавливается в задней части основной рамы или на тяговую раму.
- Неповоротного типа бульдозерное отвальное устройство. Сдвигает грунт и сыпучие строительные материалы в продольном направлении на небольшие расстояния. Подвеска на переднюю часть рамы параллелограммного типа.
- Поворотного типа бульдозерное отвальное устройство для перемещения грунтов, сыпучих материалов в продольном и поперечном направлениях, смешивания последних. Применяется в снегоуборочных работах.
- Скарификатор для рыхления грунта, укатанного дорожного полотна, скалывания льда на дорогах зимой.
Особенности конструкции. Их применение в новых моделях
- полноповоротный отвал грейдера позволяет контролировать тягу агрегата, меняя ширину захвата грунта при постоянном параметре вертикального резания. Благодаря этому уменьшается число проходов, растёт качество профилирования поверхности;
- применение в модификациях машины трансмиссионных гидромеханических агрегатов;
- шарнирно-сочлененная рама обеспечивает надёжное сцепление колёс грейдера с неустойчивыми и мягкими грунтами, косогорами на рабочей площадки;
- расширяет функциональность машины установка дополнительного оборудования навесного типа на переднюю, заднюю части основной рамы.
Производство грейдера ДЗ 180 началось на машиностроительном заводе «Брянский арсенал» в 1981 году. Свёрнуто производство агрегата в 2001 году. Проверенные временем инженерные решения нашли применение в новых сериях грейдеров ГС и TG, выпускаемых брянскими машиностроителями.
Модель ГС 14.02 по техническим характеристикам, устройству основных узлов и механизмов аналогична ДЗ 180. В новом автогрейдере применены современные материалы, системы управления, цифровые приборы позиционирования машины на местности и обеспечения контроля нивелирования рабочей поверхности. Установка большого числа импортных узлов и деталей привело к значительному росту затрат для покупателя машины.
Предложения на рынке спецтехники
Цена грейдера ДЗ 180 после заводского капитального ремонта начинается с 1,7 млн руб. Подержанная машина с пробегом в рабочем состоянии предлагается за 0,5 млн руб. и выше. Стоимость часовой аренды грейдера ДЗ 180 с экипажем стартует от 2000 руб. За новый грейдер ГС 14.02 дилеры просят минимум в 4,8 млн руб.
Автогрейдер – механизм, рассчитанный на длительное интенсивное использование в тяжёлых условиях. Благодаря простоте конструкции, ремонтопригодности, доступным запасным частям ДЗ 180 полностью оправдывает эти расчёты.
Комментарий