В 1975 году «Чебаксарский завод промышленных тракторов» (ныне ОАО «Промтрактор») начал выпуск тяжелого промышленного трактора Т 330. Агрегат создавался с целью предложить потребителям альтернативу импортным дорогостоящим машинам. Применение и обслуживание созданных на платформах CATERPILLER, KOMATSU, других концернов рыхлителей, трубоукладчиков, бульдозеров вело к значительным валютным затратам.
Машина, собранная из отечественных узлов и деталей, получилась достаточно производительной и эффективной со стоимостью в 2-3 раза ниже, чем у западных конкурентов. Используя опыт ее производства и эксплуатации машиностроители «Промтрактора» разработали и до сих пор предлагают на рынке модель ЧЕТРА Т25 – современный тяжелый агрегат с бульдозерным и рыхлительным оборудованием.
Назначение и сфера применения
Заводское обозначение машины бульдозер Т 330 Р1-01. Тяжелый трактор предназначен для резания и перемещения слоев грунта с I по IV категорий плотности, планировки обрабатываемой поверхности рабочей площадки. Применяется Т 330 на открытых горных разработках, в мелиорации, для общестроительных и дорожных работ.
Назначение агрегата:
- разработка поверхности участка слоями и перемещение снятой грунтовой массы, гравийных, щебеночных и других материалов в пределах рабочей зоны;
- заполнение выемок, котлованов, траншей и т.п.;
- планировочные работы и выравнивание рабочих площадок по проектным отметкам;
- формирование насыпных сооружений — дамб, плотин, земляного полотна дорог и т.п.;
- складирование и перемешивание нерудных стройматериалов;
- оборудование котлована для возведения фундаментов;
- расчистка участков и корчевание кустарника и мелколесья;
- снегоуборочные работы, борьба с гололедными явлениями.
Технические характеристики
Силовая установка | ||||
---|---|---|---|---|
Производитель
Обозначение изделия |
ОАО «ВгМЗ» г. Волгоград
8ДВТ-330А |
|||
Описание | Дизельный, на 4 рабочих такта, с наддувом и воздушным охлаждением | |||
Параметр мощности при 1700 оборотах коленвала в минуту, кВт | 250 | |||
Цилиндры и их расположение | 8 по 4 на сторону в V-образном блоке | |||
Потребление горючего, г/кВт. час | 230 | |||
Литраж цилиндров общий, л | 22,6 | |||
Весовой параметр, кг | 2600 | |||
Узлы гидравлической системы | ||||
Насосные установки | НШ-250, НШ-50У3-Л | |||
Показательпроизводительности установки в целом, дц3 /мин | 430 на 1700 оборотах коленвала в минуту | |||
Отсечное давление клапанов защиты кг/кв.см — | при перекосе отвального устройства 160,
на отвальное устройство и рыхлитель 160 |
|||
Гидравлические цилиндры отвала, шт | 2 | |||
Гидравлические цилиндры рыхлителя, шт | 2 | |||
Гидравлические цилиндры для смены установки угла резания для рыхлительного устройства | 2 | |||
Оборудование бульдозерное | ||||
Отвальное устройство | полусферического типа | |||
Ширина ножа отвала, м | 4,86 | |||
Высота отвального устройства, м | 1,82 | |||
Срезаная призма при перемещении, объем м3 | 13 | |||
Подъем отвального устройства, мм | 1530 | |||
Погружение в грунт отвального устройства, мм | 650 | |||
Перекос отвального устройства по сторанам, град. | 12 | |||
Вес, т | 7,030 | |||
Оборудование для рыхления | ||||
Исполнение рыхлителя — | параллелограммного типа, угол рыхления регулируется | |||
Количество рабочих зубьев | 1 | |||
Подъем на высоту, мм | 950 | |||
Погружение в грунт, мм | 1380 | |||
Изменения установки рыхления, угловое, град | + 14 | |||
Усилие при заглублении, кг
при извлечении рыхлителя |
15300
56400 |
|||
Весовой параметр, т | 6,489 | |||
Общие параметры агрегата | ||||
Размеры по габаритам (Д х Ш х В), м | 9,33 х 4,762 х 4,23 | |||
Темп движения, вперед / реверсивный, км/час I режим |
3,5 / 2,9 | |||
II режим | 6,4 / 5,4 | |||
III режим | 13,0 / 10,8 | |||
Весовой параметр трактора, т | 41,8 | |||
Весовой параметр агрегата с отвалом и рыхлителем, т | 54,8 | |||
Воздействие гусениц на почву- удельное,кГс/см2 | 1,127 |
Рисунок 3 Рыхлительное оборудование
Особенности устройства основных узлов и агрегатов
- Переднее расположение цельнометаллической двухместной кабины позволило машинисту бульдозера улучшить визуальный контроль за работой отвала.
- Гидромеханическая трансмиссия через: узел гидротрансформатора, коробку передач, редукторы согласования, валы карданной передачи направляет энергию вращения дизеля на ведущие звездочки гусеничных лент и насосную установку гидросистемы.
- Гидротрансформатор беступенчато регулирует параметры крутящего момента мотора в соответствии с нагрузкой на бульдозерном отвале.
- Коробка передач реверсивная, двухбортового исполнения. Раздваивает поток мощности к ведущим звездочкам, что позволяет менять направление движения машины и разворачивать ее на месте. Управляется гидроподжимными дисковыми муфтами, ленточными остановочными и реверсными тормозами.
- Бортовые передачи выполнены двухступенчатыми: первая ступень шестерни с внешним зацепленем, вторая планетарный узел с заторможенным водилом. Велущая звездочка закреплена болтами и допускает замену.
- Система хода полужесткого типа собрана из двух тележек для гусениц, качающихся на оси передач бортов. В узлах катков, опорных и поддерживающих, колес направления заложена одноразовая на весь срок службы смазка. Опорных катков 14, поддерживающих 4. Для натяжения цепи установлено гидравлическое устройство.
- Гусеничная лента с разъемным звеном собрана из 42 башмаков с шагом звена 250 мм. Ширина башмака 650 мм, контакт с почвой по площади 4,86 м2.
В органах управления механизмами и агрегатами Т 330 не используются механические приводы к исполнительным устройствам, применяются дистанционные электрические и гидравлические системы с элементами автоматики.
Тяжелые тракторы российского производства
Выпуск бульдозера Т 330 прекращен. Технические характеристики машины значительно улучшены в серии чебоксарских агрегатов ЧЕТРА Т с индексами моделей 25, 35, 40:
- увеличена мощность и экономичность силовых установок;
- стало производительней и надежней напорное гидрооборудование;
- возросли тяговые нагрузки и маневренность;
- проще и удобней стало управление.
За счет установки на трактора ЧЕТРА агрегатов и деталей, изготовленных зарубежными компаниями, реко возросли затраты на приобретение и обслуживание бульдозеров.
Комментарий