>>

Нория в зернопереработке. Какой тип устройства эффективней?

Нория (ковшовый элеватор) — применяется в производстве комбикорма, хранении и переработке в муку зерна, перемещении сухих компонентов в химической промышленности.нория

Как перемещают зерно на элеваторе?

Элеватор, современное предприятие для доведения до требуемых параметров и хранения зерна, невозможно представить без объёмных вертикально установленных ёмкостей – силосов.

Назначение этих сооружений – обеспечить длительное хранение зернопродуктов. Объёмы силосов из железобетонных конструкций могут достигать 48 тыс. тонн, а высот до 60 м.

В процессе переработки (очистки, сепарации, сушки) продукт поднимают на высоту загрузки наклонными транспортёрами и вертикальными подъёмными устройствами – нориями.

Типы вертикальных подъёмников

Зерновая нория производится на машиностроительных предприятиях сельскохозяйственного комплекса.

Основные требования к машине:

  • сертификация на работу с пищевыми продуктами;
  • надёжность и долговечность при круглогодичной ежедневной эксплуатации.

Производительность агрегата определяет заказчик, в зависимости от потребностей элеватора она устанавливается в пределах от 5 до 1200 т/час. Высота подъёма продукта ограничивается 60 м.

Нории относят:

  • к цепным или к ленточным, в зависимости от тягового органа;
  • к тихоходным или быстроходным, в зависимости от темпа движения ковшей;
  • с сомкнутыми либо расставленными ковшовыми устройствами.

Ленточная ковшовая установка вертикального подъема

Цепная нория имеет аналогичную конструкцию, но лента привода ковшей заменена на цепь, а ведущий и натяжной барабаны на звёздочки.

Конструкция нории

Конструкция нории

Скорость перемещения полотна у тихоходных подъёмников равна или меньше 1 м/сек, у быстроходных – до 4 м/сек.

Сомкнутые ковши крепятся вплотную – вслед друг за другом, расставленные монтируются на некотором расстоянии.

Как работает нория?

Механизм собран из башмака (нижней части), шахты и головной части. Внутри работает ленточный ковшовый транспортёр с приводом вверху шахты и головкой натяжения внизу.

Ленточные ковшовые нории

Ленточные ковшовые нории

Зерно из принимающего бункера попадает в загрузочный носок нории и распределяется по ковшам, вращающимся вместе с лентой вокруг натяжного барабана.

Гружёные ковши по шахте подъемника подаются лентой на приводной барабан, при движении вокруг его зерно выгружается и высыпается через разгрузочный патрубок.

Для управления подъёмом зерна и обеспечения мер безопасности агрегат оборудуется:

  • датчиками скорости и сбега ленты;
  • инспекционными и очистными люками;
  • тормозом обратного хода ленты в редукторе привода;
  • взрыворазрядными отверстиями.

Федеральным горным и промышленным надзором России нории отнесены к механизмам, способным образовывать взрывоопасные смеси пыли и воздуха.

Взрыворазрядные устройства на нориях:

  • предотвращают рост взрывного давления в шахте агрегата;
  • защищают оборудование от разрушений;
  • не допускают распространения продуктов взрыва в производственные объекты, отводя их в специальные зоны.

Взрыворазрядное изделие собирается:

  • из мембраны предохранительной или клапана откидного типа;
  • трубопровода отведения продуктов взрыва и горения;
  • огнепреграждающего устройства.

Вертикальные ковшовые подъёмники центробежного типа ленточного исполнения

Технические характеристики нории НЦ 100, НЦ-20, НПЗ-50

Параметры Единица измерения Величина параметра
НЦ 100 НЦ-20 НПЗ-50
Выработка т/час 100 12 50
Подъем продукта на высоту м до 60 до 40 до 19
Обороты привода барабана/звездочки об/мин 70 /65,8 160
Темп перемещения ленты/цепи м/с 2,78 /1,8 2,96
Размер ковшей
— по ширине мм 270 165 170
— по глубине 135 150
-по вылету 160 125 260
Установка ковшей (шаг) 185 185
Диаметр барабана/звездочки привода мм 630 522,3 330
 Лента по ширине мм 300 175
Тяговый орган лента цепь лента
Толщина стенок шахты 2-5 2-4 2-5
Привод кВт До 11 5,5 7,5

Особенности конструкции подъёмника НЦ-100:

  1. Возможна установка привода итальянского, немецкого производства с повышенными параметрами энергосбережения и надёжности.
  2. Использование немецких и японских комплектующих в узлах подшипников.
  3. Установка барабанов планчатого типа исключающих повреждение продукта и налипание масленичных культур к узлам.
  4. Покрытие зоны погрузки и выгрузки из износостойких пластиковых пластин, что снижает повреждение зерна.
  5. По заказу шахта нории изготавливается из нержавеющей или оцинкованной стали.

Технические особенности нории НЦ-20:

  1. Самонесущая конструкция шахты.
  2. Ковши из полимеров или металла заполняются на 95 %.
  3. Пластинчатая или роликовая цепь с тяговой нагрузкой от 40 до 315 кН.
Ковшовый элеватор (нория)

Ковшовый элеватор (нория)

Особенности конструкции нории НПЗ-50:

  1. Редукторный привод прямого типа для ленточной передачи надёжен и долговечен. Допускается замена на более мощный.
  2. Приводной барабан планчатого типа исключает повреждение зерновых продуктов.
  3. Кожуха головы и башмака могут изготовляться из нержавеющей, оцинкованной и обычной стали.
  4. Ковши из металла или пластика.

Ковшовые устройства вертикальных подъёмников

Ковши для норий захватывают, вертикально перемещают и выгружают сыпучие продукты. Ковши производят из полимера, нержавеющей и обычной стали.

Устройства монтируют на ленте или цепи при помощи специальных болтов с определённым интервалом в зависимости от ширины ленты и расположения цепей.

Ковши для нории: металлический без дна, из полимера, металлический

Ковши для нории: металлический без дна, из полимера, металлический

На лентах с шириной 0,6 м и более применяется двухрядное крепление в шахматном порядке. Ковши должны максимально загружаться продуктом и полностью опорожняться при выгрузке.

Коэффициент использования ковшовых устройств составляет 0,75-0,95 – лучшие показатели у образцов цельнотянутого исполнения.

Производительность нории повышается в 1,3-1,6 раза при использовании ковшей без дна в виде обрезанной четырехгранной пирамиды с открытыми верхом и дном. Через 15 ковшей монтируется устройство с закрытым дном.

При работе формируется устойчивый зерновой столб, продукт практически не соприкасается с деталями машины, что обеспечивает его сохранность при переработке.

РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ

Комментарий

Заполните обязательные поля